?

Log in

No account? Create an account
Обитель зла против экономики личности. Часть 10. - Экономика, управление, ИТ, системы, анализ
September 3rd, 2014
07:27 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Обитель зла против экономики личности. Часть 10.

Цикл помечен тэгом экономика личности.

Сегодня поговорим о качествах, входящих в первую пятерку инструментов обители зла для увеличения армии своих адептов: комплексе самозванца и перфекционизме.

Достаточно часто работе мешает так называемый "комплекс самозванца" небольшое сомнение (или даже полноценный страх) в том, насколько хорошо ты можешь с ней справиться. И вообще, насколько ты хорош, как профессионал.
Это приводит
- к параличу работы,
- к боязни нести свои результаты людям,
- к переработкам для бесконечной полировки результата с одной стороны и для поиска подтверждений, насколько он хорош, с другой,
- к срывам сроков,
- к уступкам в спорах коллегам, более невежественным и менее рефлексирующим, а от этого уверенным в себе.

Это частая вещь в молодых отраслях таких, как в ИТ, где почти не существует признанных процедур подтверждения квалификации специалистов, а по мировой статистике вероятность успеха вашего проекта не превышает 30%.
Так же в группе риска находятся те, кто работает не по специальности, так как они не имеют подтвержденной квалификации.
И, как ни странно, в группе риска находятся те, кто имеет профильное образование, но окружен людьми без профильного образования, так как его теоретическое знание "как надо" дважды разбивается сначала о суровую практику жизни, отличающуюся от изученной теории, а потом об убежденное невежество более поверхностных коллег, не понимающих базовых принципов (не видимых глазу) и отдаленных последствий сегодняшних действий.

Длительное время, проведенное в таком состоянии грозит проблемами со здоровьем как физическим, так и психологическим вплоть до профессионального выгорания.

Иногда вместо или одновременно с этим действует "Перфекционизм" уверенность в том, что все должно делаться (и мной, и вами, и ими) если не идеально, то максимально близко к тому.
Это, кроме усиления вышеперечисленных эффектов, добавляет конфликты с коллегами и агрессивную критику сложившейся в команде и компании (практчески всегда) неидеальной ситуации.
Последнее, бывает, превращается в саботаж решений руководства, образование кружков "революционеров", мечтающих о революции и направляющих существенную часть своих сил вместо продвижения проекта на борьбу с руководством или "профессиональными/политическими конкурентами".

Для компании часто становится неожиданностью, что всячески поддерживаемый дух профессионального перфекционизма на фоне синдрома самозванца в сотрудниках оборачивается не только повышением интенсивности труда с самообразованием в свое личное время, но и предреволюционной ситуацией, завершающейся или замедлением работы из-за интриг, или большой текучкой и опять замедлением работы.

Менеджеры компаний обычно лучше всех знают, как управлять на ввереном им участке. Или, просто, хотят совершить все ошибки самостоятельно, без чужих подсказок. Поэтому я обращаю свои строки к сотрудникам, которые хотели бы освободиться от груза собственного перфекционизма и комплекса самозванца и/или от пресса перфекционизма коллег.

Я не буду здесь писать о том, что иногда вышеперечисленные эффекты приходится устранять с помощью психотерапии, и иногда это длится многие месяцы. Во-первых, психология - это не моя профессия, во-вторых жить и делать работу нужно здесь и сейчас. Ниже нет панацеи, но приведены полезные мысли на подумать.

Давайте посмотрим на вашу работу глазами менеджера.

Чем выше уровень управления, тем более вероятностными становятся все параметры проекта: может быть мы построим систему в данном объеме, возможно она будет пригодна для эксплуатации, скорее всего мы сорвем сроки (но если повезет, не сорвем), мы будем держаться зубами за то, чтобы остаться в заданном бюджете или получить дополнительное финансирование (иначе компания погибнет). На нашей стороне мировая статистика. Вероятность сделать качественный ИТ продукт/систему вовремя и в рамках бюджета колеблется по разным оценкам от 15 до 30 процентов.

Те, кто изучал основы оценки проектов знают, что сами статистические законы помогают нам строить надежные планы из ненадежных работ.
Так, например, если взять 100 работ со случайно равномерно распределенной длительностью от 0 до 1 и сложить, то, например, в 100 практических экспериментах я получил сумму, лежащую между 40 и 60 (а не между 0 и 100). При этом в половине этих случаев сумма уложилась между 45 и 55.
Как это получается объясняет теория вероятности. А вот ссылка на excel таблицу (http://boatmanshome.ru/mat/stat1.xlsx) для самостоятельной проверки приведенных фактов.


Казалось бы, все хорошо, теория вероятности за нас. Но, как всегда, все не так просто.

Чтобы эта штука работала нужно преодолеть известный закон Мерфи, гласящий, что работа занимает все отведенное на нее время.
Что помогает работе занимать все отведенное на нее время:
- студенческий синдром, который легко лечится минимальными затратами на контроль и правильной организацией работ;
- перфекционизм, который любят использовать, как механизм мотивации;
- компекс самозванца, который используют в том же качестве.

Еще, движимые культом карго, менеджеры любят ставить задачи без рамок: без сроков, без описания точного объема и качества. Это работает с высокопрофессиональными проактивными сотрудниками, собранными в самоорганизующуюся команду, иными словами не работает.
Чуть позже, когда становится ясно, что это не работает, ставят сроки, урезанные вдвое от оценочных или среднестатистических (по инерции, не уточняя объем и качество), рассчитывая, что работа займет все, отведенное на нее время, а опоздание будет минимально возможным.

В итоге конфликты, стресс, демотивация: зачем вкладывать душу в работу, если успеть нельзя, а качествено сделать не дадут.

Чтобы сэкономить вам множество нервов я хочу привести шесть соображений для сотрудников, работающих в таких условиях.

1. Идеального качества не бывает. К любым результатам будут предъявлены замечания и не всегда это будет в корректной конструктивной форме. Тут остается только идти на тренинг по коммуникации и учиться оборачивать агрессивную критику в спокойный процесс съема обратной связи, и ее обработки.

2. Надо как можно скорее передать работу дальше по цепочке. Для этого нужно отпускать результат в минимально возможном качестве. Качество - это степень соответствия ожиданиям потребителей.
- Поэтому можно стремиться снять ожидания с потребителей ваших артефактов еще до начала работы. Если потребителей нет в доступе, предупредите менеджера, что когда они появятся, будем неизбежно доделывать.
- Старайтесь планировать работу так, чтобы ее существенная часть была посвящена доделкам по замечаниям. А съем замечаний планируйте, как штатный процесс. По возможности планируйте не менее 2-3 циклов замечания-переделки.

Еще раз - замечания и переделки - это штатная ситуация, насколько бы агрессивно не отрицали такой факт коллеги и начальство. Можете почитать историю космонавтики или как строилась театральная система Станиславского и Немировича-Данченко. Масса исторических примеров подтверждает, что хорошая вещь получается с (как минимум) третьего раза. И лишь мир был сотворен за семь дней с первого раза.

3. Если ваши оценки не совпадают с поставленными сроками в большую сторону предупредите об этом один раз (лучше письменно), а затем честно делайте, что должны и будь, что будет (помните, что вполне возможно, начальник держит резервный буфер в тайне от вас). Если ход работы подтвердит ваши оценки, предупреждайте по штатным каналам отчетности и эскалации с установленной частотой отчетности (например, раз в неделю - не чаще). Уйдите от от западной традиции коммуникации "за успех коммуникации отвечает передающая сторона" к восточной "имеющий уши да услышит" и не боритесь, не доказывайте, просто скажите один раз и спите спокойно. Обработка ваших опасений - ответственность менеджера проекта.

4. Смиритесь с тем, что не все проекты успешны. И что вы один не сможете привести проект к успеху - должна работать вся команда. Даже, если вы знаете лучше и предупреждали и оказались правы, то все, что вы можете сделать быстро для исправления ситуации - это выйти из проекта или покинуть компанию, где работают люди, с которыми вы не согласны. По крайней мере для вас ситуация изменится, а за весь проект отвечает вся компания, но никак не вы сами.
Когда вы начинаете проявлять лидерские качества и убеждать (порой, агрессивно), что-то делать сами или кому-то помогать, вы как минимум сажаете себе на спину коллег (некоторые этого и ждут), а как максимум составляете конкуренцию начальству - это не ускорит ваш карьерный рост, не добавит здоровья и свободного времени.
В реальности вам опять надо идти на тренинг по коммуникациям и ассертивному поведению и учиться фиксировать как свою ответственность, так и чужую, а затем соблюдать границы своих полномочий и ответственности.

5. Единственным признанием непрофессионализма может считаться отказ от сотрудничества. Пока вам поручают эту работу вас считают пригодным для ее выполнения.
Учтите, что когда вас брали на работу, менеджеры оценивали вашу пригодность и это их ответственность. Не отбирайте у них их работу, так как они не отдадут вам свою зарплату.

6. Учтите, что сроки пакетов работ измеряются неделями, а проектов месяцами. В рамках этих сроков порученное вам дело никто лучше вас не сделает. Вот почему: скорость найма сотрудников колеблется от месяца (студент без опыта) до полугода (ведущий специалист и менеджер). Сроки адаптации так же от месяца до полугода. На замену вас на вашем месте уйдет соответствующее время и деньги (причем, немалые - сравнимые с 1-3 вашими окладами). Все это время проект будет двигаться без вас.
Вам здесь и сейчас достаточно приносить какую-то пользу и не вредить чтобы уже помочь проекту на пути к успеху.
Ясно, что сферический проект в вакууме, движимый идеальными сотрудниками может быть в 5 и более раз эффективнее (эта цифра - не шутка, так и есть в большинстве случаев). Но политика - это искусство возможного. И в интересные для заказчика сроки проект можно сделать только теми, кто уже находится в команде. Так что не зависайте в самокопании.

Перечисленным доводам есть и популярные возражения. Сейчас я их приведу вместе с ответами.

Q: Если мы не сделаем проект я не получу премию, а она мне очень нужна на ...
A: Если вы склонны к азартным играм, лучше попробуйте игру на бирже. Если оклад не покрывает неотменяемых потребностей надо искать другую зарплату (можно на этой работе, можно на другой). Премия - это рулетка в большинстве случаев. Хоть это и отрицают кадровики и менеджеры.

Q: Я боюсь, что меня уволят.
A: Я выше писал, сколько стоит ваша замена. Именно поэтому вокруг вас скорее всего масса коллег, которые просто не вредят, но больше ничего особенного из себя не представляют, и до сих пор не уволены.

Q: Мне нужен положительный опыт для резюме, я хочу быстро расти.
A: Не преувеличивайте роль резюме в профессиональном успехе.
Например, уважение коллег гораздо важнее резюме. А это уважение растет с реальным вкладом в проект вне зависимости от конечного итога.
Учтите, что согласно справочникам кадровика, человек перестает быть молодым специалистом лишь в 30 лет. Я имею ввиду, что в начале карьеры ваш возраст говорит гораздо больше, чем любые успехи в резюме. Кроме этого вам гораздо важнее знать, что лично вы сделали для проекта, вместо был ли проект успешным (я уже писал о вероятности успеха проекта в ИТ).
В середине и конце карьеры надо понимать, что успех куется пятилетками. Большие системы строятся годами, поэтому торопиться не надо.

Q: Начальство/коллеги агрессивно ругают меня, указывая на низкое качество работы.
A: Тут много ответов:
- научитесь переводить ругань в конструктивный съем обратной связи;
- исправляйте то, что можете исправить;
- научитесь правильной эскалации и разграничению ответственности (включая перекладывание, футбол и переключение стрелок, как бы ни было противно);
- кто не слабонервный, попробуйте раз в жизни сказать "не нравится, увольняйте" (можно про себя), слабонервные в качестве упражнения напишите и положите в стол завяление об уходе с открытой датой (никому не показывайте).

Q: Мне не нравятся люди, с которыми я работаю - они все невежественны, непрофессиональны, безответственны и т.п.
A: Все, что вы можете сделать - это уволиться. Но помните, что если уже четвертый альтист бъет в бубен, то дело не в альтистах, а в оркестре. Так что увольняйтесь мирно, вы всех своих коллег еще неоднократно встретите за свою профессиональную жизнь.

Наверяка есть и другие вопросы. По мере задавания я их добавлю.

Общая мысль этого текста проста: не тащите на себя ответственность за проект, компанию и мир во всем мире. Сконцентрируйтесть на границах своей ответственности, выпуске своего результата, получении обратной связи и доделках. Не успеваете - предупреждайте (но не убеждайте). Уходите с работы вовремя и спите спокойно.

Tags:

(19 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:smocker
Date:September 4th, 2014 03:52 pm (UTC)

немного коментов

(Link)
Написано про участников проектной команды?
Для РП ведь не подходит?

Похоже периодически испытываю комплекс самозванца.
Иногда возникает ощущение, что как-то все вокруг очень умно говорят, много работают, все хорошо знают и могут запросто выдать экспертное мнение.
А я как-то и говорю не очень, и работаю мало (постоянно отлыниваю, опаздываю в офис к 9.00 и не могу выдать совет, если не возьму время подумать).
Ну а мое внутреннее понимание что я - прирожденный лентяй просто дополняет картину.:)

"И лишь мир был сотворен за семь дней с первого раза" - это не факт, это просто из пресс-релиза успешно (кстати, тоже спорно) завершенного проекта

"начальник держит резервный буфер в тайне от вас" - всегда стараюсь втайне от участников проекта держать такой буфер



Edited at 2014-09-04 04:07 pm (UTC)
[User Picture]
From:darkboatman
Date:September 5th, 2014 10:00 am (UTC)

Re: немного коментов

(Link)
Все зависит от РП и его понимания проектного управления.

Если РП - это человек, обеспечивающий качественное управление с целью довести проект до успеха или как можно быстрее доказать, что в это время и в этом бюджете цель недостижима и перестать тратить деньги инвестора, то подходит.

Если РП - это человек, поддерживающий уровень паники команды и доводящий утилизацию персонала до 150-200% по тому, что начальство хочет немного сэкономить, то не подходит.
[User Picture]
From:darkboatman
Date:September 5th, 2014 10:01 am (UTC)

Re: немного коментов

(Link)
А про тайный буфер - это имеет свои последствия. Они команда поймет это рано или поздно и перестанет торопиться, ее придется кошмарить и нормальным отношениям крышка. Хотя, такой цели может не стоять.
[User Picture]
From:hully
Date:September 4th, 2014 05:09 pm (UTC)
(Link)
Тэг не проставился у этой записи, и она не видна по выборке "экономика личности".
=)
[User Picture]
From:darkboatman
Date:September 5th, 2014 09:55 am (UTC)
(Link)
Да, спасибо! Поставил тэг.
[User Picture]
From:pufik_s_lapkami
Date:September 7th, 2014 12:33 pm (UTC)
(Link)
Спасибо, актуально.
Кусочек утащила к себе со ссылкой.
[User Picture]
From:darkboatman
Date:September 7th, 2014 01:48 pm (UTC)
(Link)
Спасибо за поддержку :)
[User Picture]
From:deliri_enn
Date:September 7th, 2014 04:13 pm (UTC)
(Link)
спасибо Вам за эти тексты! :) нашла по ссылкам у друзей, прочитала с ОГРОМНЫМ интересом и буду перчитывать Годится не только для ИТ:)
[User Picture]
From:darkboatman
Date:September 7th, 2014 06:44 pm (UTC)
(Link)
Очнеь рад встретить живой отклик на мои тексты. Много лет искал, с кем об этом поговорить :)
[User Picture]
From:Марина Соколова
Date:October 10th, 2014 09:32 pm (UTC)
(Link)
Точно! )))
Неврозы разной степени тяжести для ИТ (на уровне исполнителей по кр. мере) так же распространены, как в преподавательской среде. И это скорее всего не следствие профессиональной деятельности - а наоборот, большинство профпригодных специалистов именно потому и выбирают данную сферу деятельности, что она дает им возможность чувствовать себя комфортно в своем неврозе. Т.е. человек с таким набором личностных черт никогда не выберет, например, работу хирурга или спортивного тренера - ему там будет некомфортно. Поэтому рекомендация менять работу актуальна скорее для неточно профориентированных специалистов (которые и самостоятельно зачастую к этому так или иначе приходят).

Как раз попадая в категорию последних, через несколько лет взвыла от нехватки факторов стресса в основной деятельности (причем довольно долго не могла понять, в чем же причина ))).
[User Picture]
From:darkboatman
Date:October 11th, 2014 02:55 pm (UTC)
(Link)
Марина, и каким способом разрешиась проблема нехватки факторов стресса?
[User Picture]
From:akawitch
Date:October 11th, 2014 07:59 pm (UTC)
(Link)
частые переезды и смены работы
поскольку процесс адаптации к новому коллективу и обязанностям занимает в среднем 2-3 месяца, то при средней продолжительности периода работы в одной компании полгода - примерно половину времени находишься в состоянии стресса ))

если повезет, то устраиваешься в коллектив, где постоянные авралы ))
[User Picture]
From:darkboatman
Date:October 11th, 2014 08:47 pm (UTC)
(Link)
А может подойти со стороны избавления от необходимости в стрессе?
[User Picture]
From:Марина Соколова
Date:October 12th, 2014 09:58 am (UTC)
(Link)
дело в том, что меня в целом все устраивает, и я получаю удовольствие от жизни с тем психотипом, который получила от природы )))
[User Picture]
From:darkboatman
Date:October 12th, 2014 08:44 pm (UTC)
(Link)
Ну конечно, удовольствие - это самое главное :)
[User Picture]
From:Марина Соколова
Date:October 12th, 2014 08:51 pm (UTC)
(Link)
для меня - да ))) Я же женщина.
правда, научили меня этому мужчины - но за это им отдельная благодарность, к проф.деятельности не относящаяся)))
[User Picture]
From:axtrace
Date:November 17th, 2016 12:30 pm (UTC)
(Link)
Насчет
>Q: Я боюсь, что меня уволят.
>A: Я выше писал, сколько стоит ваша замена. Именно поэтому вокруг вас скорее всего масса коллег, которые просто не вредят, но больше ничего особенного из себя не представляют, и до сих пор не уволены.

Но ведь можно оставить человека работать на несколько месяцев, а параллельно искать ему замену
[User Picture]
From:darkboatman
Date:January 29th, 2017 12:22 am (UTC)
(Link)
Это не бесплатно -- найти замену. Любой профпригодный менеджер знает правильную последовательность: учить, лечить, мочить. Порядок путать нельзя. Если менеджер не профпригоден, встает вопрос целесообразности развития под его началом.
[User Picture]
From:axtrace
Date:December 19th, 2017 12:37 pm (UTC)
(Link)
Какой все-таки хороший текст статьи. Возвращаюсь раз в полгода. Открываю новые смыслы. Спасибо!
Boatman's Home Powered by LiveJournal.com