?

Log in

No account? Create an account
Обитель зла против экономики личности. Часть 1. - Экономика, управление, ИТ, системы, анализ
November 9th, 2013
11:12 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Обитель зла против экономики личности. Часть 1.
Цикл помечен тэгом экономика личности.

Я не очень люблю писать недоваренные провокационные штуки, показывающие недопережитые эмоции и незавершенные ситуации.
Тем не менее, я хочу это написать, так как дальнейшее изложение вполне профессиональных техник и подходов к работе требует пояснения:
1. Мы живем (2013 год, Российская Федерация) не в стране эльфов, а, скорее, в натуральной обители зла. И сами мы играем чаще всего не за эльфов, а за самые настоящие проклятые легионы.
2. Те профессиональные техники и подходы, которые я раскрываю в своей работе тренера и консультанта, призваны помочь нам хотя бы перестать быть зомби. Это не самый легкий путь, хотя и вполне реализуемый.
3. Все, что терпимо для эльфа и хорошо для человека, непригодно для зомби или вампира. Поэтому перед тем, как дальше излагать подходы и техники работы в статьях, я хочу сразу определиться с ценностями и объяснить, в каких случаях надо прислушиваться к моим рекомендациям, а когда лучше учиться у кого-то другого.

Ниже написано про самое больное, что есть у большинства из нас: про отношение к себе, к своей жизни, к коллегам и миру в целом, про здоровье свое и семьи, профессиональное развитие, справедливость и мир во всем мире. Почему многое, что правильно, не получается и почему правда побеждает не всегда и, часто, слишком поздно для нас.

Сейчас я доигрываю в Disciples III и для сегодняшнего разговора позаимствую у них ролевую систему в качестве метафоры - она нам хорошо подойдет.
Начнем с небольшого преувеличения, чтобы показать концепт. А затем посмотрим на реальную жизнь.



Итак, по типу культуры мы имеем существ, принадлежащим трем разным расам:

1. Эльфы - культура, исходящая из КОНЦЕПЦИИ неограниченных ресурсов (хотя реально ресурсы у них тоже могут быть ограничены) и справедливости, с установленной диктатурой истины, деятельно продвигающая высшие ценности в окружающий мир и охраняющая все хорошее от всего плохого. Эльфы сконцентрированы на саморазвитии и самореализации, с целью помощи окружающим в саморазвитии и самореализации, ну по крайней мере в сохранении гармонии мира.

2. Люди - культура, которая неизбежно разрывется между высшей справедливостью и ограниченностью ресурсов. Они всегда должны делать выбор, что-то одно предпочитать чему-то другому:
- завтра против сегодня,
- себе против близкому,
- простить против взыскать,
- ложь во спасение или убийственная правда,
- дождаться, когда раненый умрет и снять с него сапоги или помочь и донести до больнички, а может не ждать и сразу добить.
Чем меньше ресурсов, времени, сил, материальных запасов, тем жестче выбор. И выбор этот, как минимум в половине случаев, приходится отстаивать с оружием в руках.

3. Мертвецы - в этой культуре царит жуткий нечеловеческий потусторонний голод. Свободных ресурсов просто нет и единственный способ существования - это отобрать их у кого-то другого, высосать и превратить в такого же голодного. Единственный имеющийся выбор: "кого будем сейчас жрать?". В любом столкновении двух мертвецов выигрывает более голодный, но это не идет ему на пользу, так как внутри у каждого есть своя маленькая черная дыра, поглощающая все без остатка и требующая все больше.

При сложении отдельных персонажей в систему вроде фирмы, профессионального сообщества, рынка труда или отечественного ИТ рынка в целом, мы могли бы получить три разных страны:
1. Эльфийский альянс;
2. Империю (люди);
3. Проклятые легионы.

Эльфийский альянс реализует проекты, направленные на продвижение вечных ценностей. Коллеги имеют право на ошибку, они честны и открыты, клиентоориентированы, профессионально растут и помогают расти окружающим, предупредительны, заботятся об интересах друг друга, проверяют решения на экологичность для себя, ближнего окружения и мира в целом. Они готовы обнаружить, признать и исправить свои ошибки. Стивен Кови плачет от умиления, Том ДеМарко съел свой Deadline, Тимати Листер пошел к ним подмастерьем, чтобы переписать Peopleware, а Йордон сжег Deathmatch за ненадобностью. Непосвященным работа эльфов со стороны кажется волшебством, все будто само возникает из воздуха. И все остальное, что мы читали в детстве у Толкиена, а будучи взрослыми в нормах подготовки кадров старой школы, в классических учебниках по личностному росту и в трудах гуманистических философов и психологов.

Империя рождается в борьбе. Все люди хотели бы больше брать и меньше давать. В результате непрерывных столкновений на эту тему рождаются какие-то правила игры (типа правил дорожного движения), которые минимизируют потери системы в целом за счет приемлемого ущемления интересов каждого в отдельности. Каждый реализует свою правду и побеждает та правда, за которую встанет большая сила. В части случаев проекты бывают успешными и общественно полезными, в других случаях неуспешными и бесполезными, а то и вредными. Но практически всегда даются они трудно, конфликтно. И редко участники наедине с собой вспоминают их с душевным подъемом и хотят еще работать с этой командой.
Это нормальное состояние мира - живые люди и их адекватная реальности борьба за насущный кусок хлеба. Лишь малая часть проектов и организаций живут в таком режиме. Упоминаемые правила, написанные кровью, здоровьем и жизнями (без преувеличений) предыдущих поколений, мы можем видеть в законодательстве, воинских уставах в условиях боевых действий, в бюрократических системах, в правилах дорожного движения, в санитарных и строительных нормах и других, часто неудобных и громоздких (и поэтому нарушаемых), но работающих системах договоренностей.

Проклятые легионы после сложения нежити в систему занимаются выяснением, кто будет работать, а кто только жрать. С ростом уровня персонажа методы эти становятся все более изощренными, растет видимость физической крутизны и способы душить оппонентов их же собственными руками. Схватка кучки вампиров 80-го уровня - это незабываемое зрелище (конечно, если вы отделены от них толстым стеклом террариума или, лучше, несколькими стеклами бинокля). Такие системы требуют постоянного притока ресурсов извне. Иногда это централизованный приток материальных ресурсов в виде выделяемых бюджетов, а иногда порции свежего мяса в виде неопытных эльфенышей или детенышей, ну, на худой конец, менее высосанных мертвецов, на которых можно некотрое время ездить. Построить тут что-то хорошее могут лишь по большому недосмотру. Но если вам надо что-то сломать или освоить бюджет - это ваш случай.
К сожалению, современный рынок труда являет собой отличную иллюстрацию этого типа общества. Все хотят много высококвалифицированного, дешового (а лучше бесплатного и безответного) персонала, но никого не могут найти, так как кругом одни зомби и вампиры (и маскирующиеся под них, чтобы не сожрали) с профессиональным выгоранием в 35 и букетом необратимых последствий для здоровья в 45.
Умение незаметно перекладывать работу и ответственность и вовремя присваивать чужие результаты, является залогом выживания и карьерного роста. Умение грамотно создавать панику в команде и во всем соглашаться с начальником является ключевым навыком менеджера. Единственный применяемый метод управления - Push&Kick.

Расхожая поговорка гласит: "дохлая лошадь - лучший друг стервятника". И важно не то, в какую систему вы попали, а то насколько она вам подходит.
Оглянувшись вокруг и заглянув внутрь себя, вы можете сами решить, кто здесь вы и где вы оказались.

А я в следующих постах расскажу, как появляются различные типажи, что с ними происходит в разных системах и как развиваются и перерождаются системы разного типа и при чем здесь экономика личности.

Tags:

(11 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:mclap
Date:November 10th, 2013 05:51 am (UTC)
(Link)
Спасибо! Читается легко. Начало выглядит сильно заманчивее Deadline.
[User Picture]
From:darkboatman
Date:November 10th, 2013 02:29 pm (UTC)
(Link)
Спасибо за поддержку :) Мне еще много писать и это хорошо помогает.
[User Picture]
From:dpwiz
Date:November 10th, 2013 04:48 pm (UTC)
(Link)
Дорациональное VS рациональное VS пострациональное?
[User Picture]
From:sorhed
Date:November 10th, 2013 04:56 pm (UTC)
(Link)
Нет. Пострационального не существует. Дело именно в отношении к доступности ресурсов, или, если угодно, враждебной / дружественной Вселенной.
[User Picture]
From:dpwiz
Date:November 10th, 2013 05:45 pm (UTC)
(Link)
Пострациональное использует фреймворк рационального для включения дорационального, при этом не становясь им, но и не отрицая его.

Вот тот же agile. Полный хаос и кто во что горазд (или наоборот - бюрократия и микроменеджмент во все поля - потому что "так надо") -> труъ менеджмент, сертификация, тренинги (Р) -> гуманный менеджемент, свободная форма, поток (ПР).

При этом, из-за того, что первые две претендуют на исключительную роль, ПР частенько получает помидоров как от Р(распоясались совсем, хипстеры сраные!), так и от ДР (да ничего у вас не получится просчитать, все люди - животные и надо палками подгонять!).

Edited at 2013-11-10 05:48 pm (UTC)
[User Picture]
From:sorhed
Date:November 10th, 2013 06:21 pm (UTC)
(Link)
«Аналитическое» и «рациональное» — разные вещи.
[User Picture]
From:rinver
Date:November 10th, 2013 06:28 pm (UTC)
(Link)
Большое спасибо, увлекательно, а самое главное жизненно. )
ждём продолжения. )
[User Picture]
From:darkboatman
Date:November 12th, 2013 04:18 am (UTC)
(Link)
Спасибо!
Третья часть: http://darkboatman.livejournal.com/7913.html
[User Picture]
From:beskov
Date:November 10th, 2013 06:31 pm (UTC)
(Link)
From:swiftbricks.com
Date:December 11th, 2013 02:00 pm (UTC)
(Link)
Наткнулся на вампирские соревнования %) чемпионат по управленческой борьбе http://russia2013.poedinki.ru/
[User Picture]
From:darkboatman
Date:December 21st, 2013 08:36 pm (UTC)
(Link)
Мое мнение в том, что оружие не может быть ни в чем виновато. Его можно использовать, как для нападения, так и для защиты. Но соблазн, конечно, велик у многих :)
Boatman's Home Powered by LiveJournal.com